В очередной раз меня спросили как устроена урбанистика в России и на этот раз я решил не отшучиваться, а попробовать ответить на социологическом. Итак, есть некоторое социальное поле в котором действует довольно большое, но ограниченное число человеческих акторов. Они плюс-минус знакомы друг с другом, по крайней мере шапочно. Часть из них объединены в корпорации - крупные сети акторов, тесно связанные с государственной службой. Эти корпорации могут иметь самые разные названия - университет, агентство развития, даже министерство, вариантов много. Но суть примерно одна и та же - конкуренция за административный и финансовый ресурс первого порядка.
Каждая корпорация публично действует так, как будто других корпораций не существует. Мы никогда не обнаружим межкорпоративной критики, даже на уровне отношений отдельных акторов. Внутрикорпоративная критика также не приветствуется. Конкуренция ведётся исключительно в аппаратном, кулуарном поле.
Помимо корпораций федерального масштаба существуют локальные корпорации в масштабе региона или крупного города. Иногда единую локальную корпорацию заменяет картель из двух и более корпораций, поделивший между собой административный и финансовый ресурс города или региона. Иногда локальные корпорации обладают достаточной силой, чтобы не пустить в город или регион федеральную корпорацию.
Частным случаем корпорации являются секты. Секты также бывают федеральными и локальными. Это не обидное слово, просто так проще обозначить такой тип корпорации, где есть один ярко-выраженный харизматический лидер, как правило транслирующий собственную социально-философскую теорию. В отличие от сект, федеральные корпорации редко транслируют какую-то характеризующую их повестку, скорее окрашенную в разные тона повестку "Урбанистикой занимаемся только мы".
Все корпорации противопоставляют себя двум вымышленным социальным группам. Первая группа - "обычные проектировщики", которые лепят всё по советским лекалам, фу такими быть. Вторая группа - "урбанисты", которые только и умеют что велодорожки рисовать. Между собой корпорации соблюдают публичный паритет, но в кулуарах описывают друг друга как из рук вон негодные. Также жёстко критикуются примерно все решения государственной власти в тех случаях, когда речь не идёт об обогащении корпорации. Если идёт, то "критики просто завидуют"! И это не далеко от истины.
Помимо корпораций есть фрилансеры и фрилансеры-брокеры. Первые просто хватают заказы от разных корпораций, вторые (типа меня) еще и зачастую обеспечивают корпоративные коллаборации, обмен знаниями и компетенциями между корпорациями.
Участие в одной корпорации отнюдь не блокирует членство в других корпорациях, особенно когда речь заходит не о первых ролях. На первых ролях всё ж таки обнаруживается конфликт интересов и устраняется ротацией лидеров корпораций.
Еще стоит добавить важную характеристику нашей урбанистики - в силу того, что главным ресурсом для корпораций является административный, то только отдельные фрики типа меня делают упор на развитие и трансляцию знаний и компетенций. Как не привязанный ни к какой корпорации, я могу себе это позволить. Участники корпораций, как правило, исповедуют сомнительную идеологию ноу-хау. Впрочем, есть полно исключений из этого правила.
Вот примерно так эта наша урбанистика и работает.
#всякаяурбанистика #социологияурбанистики #социологиягорода #социологиявласти